Почему современная деятельность ученого не может быть этически нейтральной

Наука и этика. Проблема социальной ответственности научного сообщества.

Современная наука как сфера человеческой жизнедеятельности, оказывающая огромное влияние на условия его существования, не может избежать нравственного суда и быть свободной от этических оценок. Вторжение науки в мир человекоразмерных систем экосистемы, медико-биологические и биотехнологические объекты, системы искусственного интеллекта и др.

Научная деятельность: проблемы трансформации (этические и социальные аспекты)

Обрисовав в общих чертах ту ситуацию, которая актуализирует сегодня проблемы этики науки, мы вместе с тем попытались сформулировать предпосылки, исходя из которых намереваемся далее анализировать дискуссии по этой проблематике. Теперь мы обращаемся к сопоставлению и критическому анализу концепций, выдвигаемых в ходе дискуссий. Это позволит нам представить более развернуто и собственные взгляды, в частности, с целью подготовить почву для будущих дискуссий.

Этические проблемы науки и техники
2.5. Этика науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.
РАЗДЕЛ V. ЭТИКА НАУКИ ГЛАВА 12. ИСТОРИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ НАУКИ
8.3 Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального знания
Вы точно человек?
Этические проблемы современной науки

Один из кардинальных вопросов, чаще всего обсуждаемых в связи с этическими проблемами науки,— это вопрос о соотношении науки и этики, идеалов и норм науки и нравственных ценностей человечества. Этика науки представляет собой философское и социологическое изучение взаимоотношений науки и морали: а в плане воздействия науки на мораль, знаний и научного прогресса на моральность, нравы людей и нравственный прогресс общества, влияние ценностей науки на мораль, соотношение истины и добра, истинности моральных явлений б в плане воздействия морали на науку, ценностей и норм, морали на отношение в науке и ее результаты, мировоззренческих установок ученого на познание действия морали как регулятора научной деятельности и научного общения, раскрытия содержания гражданской и моральной ответственности ученых. Этика науки должна иметь также разные уровни исследования: - Обще-этический анализ взаимоотношений науки и морали с выходом на философский уровень, на обобщение методологического порядка , - средний уровень для которого обще-этические положения выступают в качестве методологических предпосылок, - эмпирический уровень исследования моральных отношений и нравов в науке с помощью методов социологии, социальной психологии и других наук. Одна из проблем, возникших в процессе накопления научного знания и являющаяся особо актуальной в настоящее время — это проблема социальной ответственности ученого за плоды его профессиональной деятельности. Результаты научного поиска могут оказаться социально опасными, а их использование не в научных целях может привести к негативным последствиям. Ученый должен осознавать свою ответственность перед обществом , так как наука неотделима от общественной жизни и может оказывать как созидательное, так и разрушительное влияние на нее.

  • 8.3.1 Этика науки. Проблемы профессиональной и социальной ответственности ученых
  • На протяжении веков научная и техническая деятельность считалась морально нейтральной в силу непредсказуемости последствий того или иного открытия, изобретения. Соответственно вопрос об ответственности ученого или инженера вообще не ставился.
  • Этика и моралеведение. Полемические заметки.
  • Углубление и расширение в XX в. В центре внимания этой философской и внутринаучной рефлексии стали нравственные аспекты научной деятельности.
  • Еще по теме Наука и этика. Проблема социальной ответственности научного сообщества.:
  • Этика науки как прикладная дисциплина.
  • Деятельность ученого в научном сообществе, как и в любой социальной группе, регламентируется некоторыми нормами, в том числе и этического характера.
  • RU доступ к данной странице для анонимных пользователей с IP-адреса
  • Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
  • Обычно ее делят на две большие части: учение о моральной деятельности и учение об этических нормах. Если данное разделение применять к науке, то необходимо рассмотреть основные виды научной деятельности и нормы, которые возникают при этом.
  • By using our site, you agree to our collection of information through the use of cookies.
  • Этика как отрасль знания - это "философская наука, объектом изучения которой является мораль"2. Обычно этика разделяется на две большие части - учение об этических нормах и учение о моральной деятельности.
Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии.
Может ли современная наука оставаться этически нейтральной? - ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
Этика науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.

- Вы знали о моем появлении. А если б тебе и удалась эта попытка - каков был бы результат? Так или иначе он несомненно добрался бы до этой точки - точки, что до сих пор в городе никогда не происходило ничего столь же важного и необычного.

Похожие статьи